Литературная страничка



Записи дневника
25 мая 2013 года
МОЗГ. Первое слово

    Итак, если примерно решили с тем, что и как начинать делать, то не стоит тянуть в долгий ящик и сразу принять меры к тому, чтобы процесс, так сказать, пошёл.
    Начать нужно по порядку. Не будем же мы учить наш искусственный мозг тем, что заранее дадим какой-либо сложный текст или вещь и будем требовать от нашего ещё молодого подопечного, чтобы тот сразу же его понял. Пусть и с некоторым промежутком времени. Вроде как заучить.
    Так в действительности поступали в старых корейских школах. Тогда у корейцев основным языком литературы и науки (философии и религиоведении) был древнекитайский. Со всеми его традиционными письменностями. Не упрощённым письмом, что сейчас пользуются носители языка и те, кто учит его. Его придумали уже в эпоху Мао Цзе Дуна по его непосредственной указке культурной революции. А именно традиционным письмом. С куда большим количеством черт и точек. Корейские школьники, а потом и уже почти студенты, чиновники, монахи и просто образованные граждане высоко ценили уже написанные собрания. В основном китайских мудрецов. И вот в школах и буддистских храмах учили очень простым и эффективным, но крайне нудным способом - простым и ритмическим заучиванием текста. Корейские мальчики учили тексты по двадцать и тридцать раз, сидя где-то каждый в своём углу на полу. Настолько много и часто учили, что в дальнейшем самые образованные корейцы знали наизусть подчас по несколько тысяч страниц традиционных писаний. Поэтому в представлениях народов Восточной Азии школа с ритмичным гудением бубнящих студентов - символ процветания и богатства территории.
    Но мы так с компьютером не можем поступать!
    Вернее мы-то можем задать ему задачку выучить какой-то текст. И он, сколь объёмным бы ни был, обязательно выучит его. Причём, гораздо быстрее, нежели любой человек. И запомнит. Но вот поговорить об этом тексте - вряд ли. Точнее, он сможет выдавать предложения, которые хранятся в его памяти. Но они вряд ли будут связанны с нашими словами. И при этом вряд ли получится осмысленный разговор.
    Поэтому для того, чтобы компьютер (или всё-таки искусственный интеллект, пускай наречённое имя его будет Ии) начал понимать нашу речь, наши тексты, необходимо обучить его первоначальному запасу слов. С помощью которых он уже сможет сам в дальнейшем при прочтении новых литературных источников узнавать новые данные.
    Но перво-наперво встаёт вопрос: как именно? В школах любой язык начинают с алфавита. Как произносятся и как выглядят те или иные буквы.
    Но для компьютера это тоже не подойдёт. И вот почему. Дети, когда взрослеют, время от времени не говорят ещё с самых младенческих лет какие-то звуки. Подражая своим родителям, окружающим няням и прочим взрослым. И он вскоре научится настолько правильно подражать, что говорит мама... папа... идти... Годам к пяти он начнёт уже достаточно хорошо и активно пользоваться речью. Правильно и логично выстраивая предложения. Его всё это время учили говорить. И указывали на предметы, рассказывая, как они называются, что с ними можно делать и прочее, прочее, прочее... И уже идя в школу, он обладает большим багажом знаний. Но читать не умеет. И вот этот самый алфавит в первом классе преподаётся с одной целью - сопоставить графические картинки с теми звуками, что ребёнок слышал и уже запомнил. В других языках будет то же самое. Только там либо букв меньше, либо произносятся они иначе. А в иероглифическом письме так вообще ещё и чёртам с их написанием обучать требуется.
    Но с Ии такой фокус не пройдёт. Мы не можем с ним семь лет разговаривать как неизвестно с кем. Да и вообще как с ним говорить? Поселить его в какое-либо компактное электронное устройство с микрофоном, динамиками и видеокамерой? И носить постоянно с собой? Сначала стараясь говорить ему что-либо, постоянно общаться... В принципе, такое можно испробовать. Но вряд ли это будет продолжаться слишком долго. Вначале компьютер будет стараться запоминать видеообразы и фото предметов и вещей, связывая их с наименованиями, с звуками и словами. И обучение будет происходить значительно быстрее, чем с детьми простых людей. Но только пока хватит памяти на видео и фото. А при анализе, кто же или что же перед ним вообще потратится огромное количество минут, если не часов. Картинки-то сопоставлять нужно будет!
    Нет. Ии требуется обучать так, чтобы изначально он разбирался с текстом. Именно с текстом. И поэтому не требуется ему объяснять, как и что произносится. Как говорится та или иная буква... Это будет уже в дальнейшем, когда потребуется переход к тому, чтобы Ии общался не только с помощью текста, но и посредством звуков.
    И вот тут и требуется решить изначально - с какого же слова начать при всём при этом? Может, с того же слово "мама". Но как тогда объяснить смысл этого слова? Маму, то есть того, кто его родил и создал, он видеть не может. И слышать. И осязать...
    Сложно это будет всё вот так вот взять и рассказать. Маму нужно будет уже вводить после того, как он несколько обучится более простому.
    А первым словом, что нужно будет запомнить, пускай будет слово "Я". Я - последняя буква в алфавите. И почему бы хотя бы тут не стать ей первой.
    А вот как этому слову научить Ии, а затем и прочим словам - поговорим в следующей главе.

          2013.05.25